Когда необходимо получать разрешение на строительство

Содержание

Все случаи, при которых получение разрешения на строительство не требуется

Когда необходимо получать разрешение на строительство

Здания, сооружения, возводимые без согласования с уполномоченными органами, сносятся.

Застройщик подлежит административному наказанию. Снос осуществляется по решению судебной инстанции или без ее вмешательства. Все зависит от ситуации.

Разрешение на строительные работы необходимо: наличие документа убережет застройщика (как обычного гражданина, так и юридическое лицо) от неблагоприятных правовых последствий в будущем.

Разберем подробнее, когда нужно получать разрешение на строительство, а в каких случаях выдача этого документа не требуется и почему.

Понятие и назначение документа

Документ, дающий право участникам строительства на возведение или реконструкцию объектов недвижимости – разрешение на строительство.

Назначение документа:

  • подтверждение соответствия проекта нормам и требованиям ГПЗУ, документации проектного назначения по межеванию, планированию участков;
  • одобрение на проведение строительных, реконструкционных работ по строениям, отнесенных к капитальным.

Разрешение на строительство, в общем смысле, требуется во всех случаях, когда планируется возведение, реконструкция сооружений капитального назначения.

В законе предусмотрены исключения: на практике применения положений закона вызывает трудности из-за нечеткого определения – что относится к объектам капитального строительства.

Когда нужно получать, согласно Градостроительному кодексу?

Разрешение на строительство необходимо на все здания, строения, за исключением некоторых объектов.

Особое внимание уделяется объектам недвижимости, находящимся в зонах, особо охраняемых законами государства – объектам культурного наследия. В большинстве случаев, строительство на этих территориях не одобряется, реконструкция – разрешается.

Исключения из общих правил получения разрешения на строительные работы указаны в ст. 51, ч. 17 Градостроительного Кодекса.

Что можно строить без него: перечень объектов, не требующих согласования

Рассмотрим объекты, на которые документ получать не нужно:

  1. Объекты вспомогательного назначения, расположенные на участке, принадлежащем гражданину. Хозяйственные постройки: гаражи, бани, сараи, возведенные для личных целей.
  2. Объекты вспомогательного назначения, используемые в коммерческих целях. Например, к ТЦ пристраиваются ангары, склады, помещения выставочного назначения.
  3. Объекты, не относящиеся к категории сооружений капитального назначения. В категорию входят ангары по каркасной технологии, павильоны небольшой площади, временные постройки, не имеющие фундамента с возможностью оперативного монтажа и сбора, транспортировки.

В 2018 году были введены поправки в Градостроительный Кодекс РФ N 340-ФЗ. Для строительства частного дома под ИЖС не требуется получать разрешение.

Поправки призваны упростить юридическую процедуру начала и окончания строительных работ: вместо разрешения достаточно уведомления. Застройщик отправляет документ в местные органы власти. Всего это делается дважды: перед началом и по завершению строительства.

Вспомогательные объекты, указанные в перечне, имеют критерии своего назначения:

  • минимальная функциональная нагрузка по сравнению с капитальными сооружениями;
  • сооружение не функционирует без головного объекта;
  • конструктивные детали вспомогательного объекта существенно не влияют на работу основного сооружения;
  • обособленность вспомогательного объекта;
  • наличие отдельного входа.

Таким образом, при строительстве объекта вспомогательного назначения, законодатель не предусматривает необходимость получения разрешительной документации на строительные работы. Из этого следует, что застройщик не получает одобрения на ввод в работу вспомогательного объекта.

Право собственности на такие объекты в Росреестре проходит упрощенную регистрацию на основании поданной собственником декларации. В этом документе уполномоченный орган оценивает факт создания вспомогательного объекта, изучает его технические характеристики, без требований к наличию на него разрешения.

Отсутствие требований на получение разрешения на такие объекты, как хозяйственный блок, склад, сарай, пристройку, баню определено признаками объектов вспомогательного назначения. Пояснения содержатся на законодательном уровне, закреплены положениями судебной практики.

В частности:

  1. Градостроительный Кодекс, ст. 51, п. 17.
  2. N384-ФЗ от 2009, ст. 4, п. 10: устанавливает критерии отнесения сооружений к вспомогательным, поясняет факт отсутствия требований одобрения на строительство.
  3. Письмо, составленное Министерством регионального развития (06.2009 №19669-ИП/08). Документ устанавливает алгоритм проведения государственной экспертизы объектов, отнесенных к капитальному строительству.

    В письме установлено, что объекты вспомогательного назначения не подпадают под государственную экспертизу, следовательно, их возведение не требует одобрения.

Среди перечня НПА, регулирующих порядок оформления строительства капитальных объектов, интерес представляют положения, содержащиеся в определении ВАС РФ 2012 №ВАС-15260/12 от 2012 года.

Вспомогательные объекты не признаются недвижимостью, рассматриваются как улучшение земельного надела, на котором они построены, либо в качестве улучшающих функциональность основного объекта. Поэтому они следуют правовой судьбе капитального сооружения.

Следуя логике ВАС, становится понятным, что при строительстве объектов вспомогательного назначения (заборы, пристройки, хозпостройки (сараи, хозблоки), склады) не нужно получать разрешения, так одобрение уполномоченных органов касается возведения недвижимости. А вспомогательные постройки к недвижимости не относятся. Критерии определения недвижимого имущества установлены в ст. 130 ГК РФ.

Как получить, кем выдается?

При необходимости получения разрешения обращаются в местную администрацию, на территории которой возводится сооружение. Единого органа власти, который занимается выдачей разрешения, не существует, так как все зависит от конкретного объекта, региона его нахождения.

Местный орган власти подскажет, в какую государственную инстанцию следует обратиться. Застройщик поймет, кто будет заниматься разрешением: вариантов много.

Обычно выдачей этого документа занимаются такие инстанции, как:

  • местные органы власти,
  • Департаменты (региональный уровень),
  • орган строительного надзора (Госстройнадзор).

Иногда в выдаче документа принимают участие государственные инстанции:

  • Роспотребнадзор,
  • Управление Министерства Природных ресурсов и экологии,
  • Росатом,
  • Управление Министерства культурного развития и т.д.

Застройщик имеет право обратиться лично за разрешением или действовать через представителя, составив на него доверенность. Проще всего обратиться за разрешением через МФЦ.

МФЦ – учреждение, выполняющее посреднические функции между населением и уполномоченными государственными инстанциями, оказывающими правовые услуги. Сотрудник МФЦ принимает комплект документов, отправляет их в соответствующее ведомство.

На выдачу разрешения обращаются через портал Госуслуги.ру (в привязкой сайта Мосуслуги.ру), дистанционно. Для этого нужно зарегистрироваться на портале, получить подтвержденную учетную запись.

Это означает полный доступ пользователя ко всем, без исключения услугам, интеграцию портала Госуслуги.ру в Мосуслуги.ру. Для получения разрешения необходима электронная подпись.

Электронная подпись (сокр.

ЭЦП) – аналог собственноручной подписи заявителя. Ее выдают аккредитованные фирмы, взимая плату за услугу. Электронная подпись имеет разновидности: простая или усиленная.

Разница состоит в том, что на оказание определенных услуг действует только усиленная электронная подпись.

Порядок дистанционного оформления разрешения регламентируется постановлением Московского Правительства, если разрешение выдается в Москве. Постановление — 17 апреля 2012 № 145- ПП. В этой ситуации разрешением занимается Мосгосстройнадзор. Срок оформления услуги – 5 дней, исключая выходные. Внимание: услуга предоставляется бесплатно!

В предоставлении разрешения уполномоченный орган может отказать по причинам, перечисленным в Градостроительном Кодексе. Отказ от государственных инстанций во всех случаях, связанных с оказанием правовой услуги, должен быть мотивированным.

Простыми словами: заявитель должен понимать причину отказа. Она излагается коротко, четко и ясно, с указанием на положения закона.

Отдельные нюансы, связанные с пробелами законодательства

Градостроительный Кодекс РФ не дает перечня объектов капитального строительства. Признаки объектов вспомогательного назначения указаны, но четкого понимания и разграничения не существует.

Пробел в законодательстве выражается в путанице понятий, непониманию со стороны потребителя порядка правоприменения положений закона. Это порождает досадные ошибки, неблагоприятные для граждан и организаций юридические последствия.

Например, человек искренне полагает, что на его земельном участке возводится не объект капитального строительства, а вспомогательное сооружение. Он допускает ошибку, не обращается за разрешением.

Рассмотрим частный случай пристройки балкона к многоэтажному дому на первом этаже. Собственники по-разному стараются облагородить жилище, тем более, если речь идет о вторичном рынке жилья.

Отсутствие лоджии в квартире на 1 этаже стараются компенсировать за счет пристройки балкона к многоэтажному дому (сокр. МКД). Ситуация сложная с правовой точки зрения.

И здесь возможно только два варианта:

  1. Демонтаж балконной плиты, разделяющей конструкции заключается в изменении параметров МКД. Собственник может присоединить балкон по желанию. Но на это он получает одобрение всех жильцов МКД. Разрешение на строительство балкона ему не нужно!
  2. Присоединение балкона невозможно без демонтажа конструкций дома несущего назначения. В этой ситуации речь идет о реконструкции дома. Значит, необходимо разрешение на строительство.

Эти варианты не описаны законодателем. Градостроительный Кодекс не дает понимания отдельных ситуаций, которые возникают в сфере строительства. Поэтому при решении похожих вопросов следует обратить внимание на подзаконные акты уполномоченных ведомств.

В частности, в вопросах перепланировки и реконструкции помещений, присоединений вспомогательных помещений (по ЖК РФ балкон относится к таким помещениям), опираемся на Письмо Минстроя №28475-ОГ/04 от 2019 года.

Заключение

Застройщики получают разрешение, если возводят объекты капитального назначения. Точного списка в законе найти не получится. Без наличия разрешения стройка незаконна.

С 2018 разрешение на строительство дома под ИЖС не получают. Достаточно уведомления: его посылают в начале и конце работ. Но при условии, что дом соответствует требованиям строительство под ИЖС.

Источник: https://stroim-domik.org/podgotovka/razreshenie-na-stroitelstvo/ne-trebuetsya

Разрешение на строительство дома: где выдают, как получить, какие нужны документы

Когда необходимо получать разрешение на строительство

Чтобы построить собственный жилой дом, необходимо оформить разрешение на его возведение. Зачастую граждане игнорируют такое положение и в последствии вынуждены сносить уже законченный объект, как неправомерный.

Получив собственный земельный участок владелец не приобретает автоматически право творить на нем, что ему хочется без соблюдения законодательных норм. Рассмотрим процесс получения такого документа и его особенности.

Что представляет собой разрешение на строительство и для чего оно нужно

Возводить жилье на земле без соответствующего одобрения, официально выдаваемого соответствующими структурами, запрещается. Оно обеспечивает законность возведения капитального строения.

Без него невозможно в будущем ввести здание в эксплуатацию и зарегистрировать на него право собственности.

Ранее 2019 года оформлять разрешительную документацию было не обязательно. Но в этом году были приняты изменения в градостроительное законодательство, которые определили правила получения официального одобрения для возведения отдельно строящихся домов, высотой не выше 3 этажей.

Без его оформления разрешения, строительство жилого объекта может расцениваться как незаконное, а строение признано самовольным.

Разрешительная документация удостоверяет, что постройка выполняется в соответствии с утвержденным проектом, а также действующими санитарными и пожарными нормативами.

При обращении в муниципальную структуру за выдачей разрешения контролируется соответствие проектных работ правовым нормам и допустимость нахождения капитального здания на территории в соответствии с её разрешенным использованием.

Процедура получения документа регламентирована законодательно и лицу, планирующему осуществление строительства без него, стоит помнить, что в будущем узаконить существование жилого строения можно будет лишь в суде.

ВНИМАНИЕ! Статьей 51 ГДК РФ устанавливаются виды сооружений, возведение которых не нуждается в одобрении.

Это:

  • Дачи и садовые домики;
  • Сараи, гаражные и иные хозпостройки;
  • Навесы, киоски и другие вспомогательные объекты некапитального строения.

Нужно обязательно получать разрешение на возведение дома, являющегося капитальным зданием, на участке, специально отведенном для малоэтажного и индивидуального строительства, для развития подсобного хозяйства или собственных нужд.

До 01.03.2019 г. было разрешено получать одобрение после начала застройки. В дальнейшем такое правило будет изменено.

Где выдают разрешение

Полномочиями по выдаче такого документа наделены административные органы поселения, где располагается земельная площадь. Как правило, это структуры градостроительства и архитектуры либо Госстройнадзор. Но это касается только тех территорий, которые относятся к площади определенного муниципального образования. Но бывают и исключения.

Земельный объект может занимать территорию двух различных поселений либо вообще не входит ни в один, ни в другой. В такой ситуации разрешительный документ нужно оформлять в вышестоящей исполнительной структуре, т.е. администрации региона РФ.

Как получить разрешение?

Заинтересованному лицу потребуется обратиться в местный орган муниципальной власти либо МФЦ. У сотрудника подразделения можно взять стандартный бланк заявления, который необходимо заполнить. К обращению нужно приложить требуемую документацию.

Документы могут быть направлены средствами почтовой связи либо посредством электронного сообщения. Для подачи заявления в электронном формате потребуется получить заранее индивидуальную цифровую подпись.

Кроме того, разрешительную документацию может получить представитель собственника земли при наличии у него соответствующей нотариально оформленной доверенности.

Требуемые документы

Для подачи заявления необходимо представить следующее:

  1. Утвержденный проект, содержащий характеристики объекта и его схему;
  2. Градостроительный план ЗУ, выданные не ранее 3 лет до даты обращения;
  3. Схема планирования территории с установлением места положения индивидуального жилого строения;
  4. Выписку из ЕГРП на земельную площадь либо другие правоустанавливающие бумаги.

Такая документация может запрашиваться муниципальным органом в соответствующих структурах. В отдельных ситуациях застройщику необходимо подать только заявку.

Процедура рассмотрения

Когда обращение и пакет необходимой документации будет представлен в муниципалитет, решение должно быть принято в течение 1 месяца с момента регистрации обращения.

В этот период сотрудники службы проводят проверку представленных сведений на соответствии их нормам действующего законодательства. При этом могут быть небольшие допуски к отклонениям необходимых параметров в связи с проектными работами.

По результатам рассмотрения обращения принимается решение о предоставлении разрешения либо отказа в оформлении.

Что делать, если принято решение об отказе в выдаче

В ситуации, когда застройщику направлен отрицательный ответ, нужно дождаться его получения. В нем должны быть изложены мотивированные причины. Как правило, основанием для отрицательного решения становятся неполный комплект представленной документации либо несоответствие сведений в них градостроительным стандартам или техническим регламентам.

При несогласии заявителя с выводами, их можно обжаловать в суде.

Срок использования разрешения

Документ считается действительным на протяжении 10 лет с момента его выдачи. Для отдельных объектов такой срок может продляться, если строительные мероприятия не были завершены в установленный период.

При отчуждении земельной площади право на возведение объектов переходит вместе с правом владения к новому собственнику.

Как действовать после выдачи разрешения

После одобрения запланированных строительных работ, заявителю необходимо представить в муниципальную структуру следующую информацию:

  1. Этажность строения, его размеры;
  2. Наличие инженерных сетей;
  3. Итоги инженерных исследований;
  4. Утвержденный проект.

Такие сведения необходимо подать не позднее 10 суток с даты выдачи документа. Далее можно начинать строительные работы.

Как ввести построенный дом в эксплуатацию

Ввод жилого строения в эксплуатацию производится по решению специальной комиссии, создаваемой в том же административном органе.

Для этого нужно обратиться в соответствующее подразделение и представить;

  1. Бумаги о праве собственности на землю;
  2. Градостроительный план территорий;
  3. Выданное разрешение на возведение дома;
  4. Акт приемки жилого дома;
  5. Заключение о соответствии здания нормативам и строительным стандартам;
  6. Схема земельной территории и построенных сооружений.

Выдача разрешения производится безвозмездной основе. В будущем оно послужит основанием для регистрации правомочий собственника в МФЦ или Росреестре.

Финансовые затраты могут быть связаны с подготовкой схемы планировки либо проведению топографической съемки и оформления межевого дела.

КСТАТИ! Проведение регистрационных действий осуществляется после уплаты госпошлины, размер которой составляет две тысячи рублей.

Не нужно получать разрешительную документацию при проведении капитального ремонта или работ по реконструкции жилья, если такие мероприятия не затрагивают несущие элементы здания.

Про скважины, насосы и водоснабжение читайте на нашем сайте.Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые материалы!Поставьте лайк, если Вам понравилась статья!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5ba5e62f5cddf000abd924a5/razreshenie-na-stroitelstvo-doma-gde-vydaiut-kak-poluchit-kakie-nujny-dokumenty-5df10d52bc251400b0ff984c

Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2020 г. N 1816

Когда необходимо получать разрешение на строительство

В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 41 и пунктом 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

перечень случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории;

перечень случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство;

изменения, которые вносятся в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г.

N 1300 “Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 50, ст. 7089; 2016, N 19, ст.

 2706; 2018, N 28, ст. 4227).

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 2017 г. N 269 “Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 12, ст. 1715);

постановление Правительства Российской Федерации от 17 августа 2019 г. N 1064 “Об определении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 34, ст. 4896).

Председатель Правительства
Российской Федерации

М. Мишустин

УТВЕРЖДЕН
постановлением ПравительстваРоссийской Федерации

от 12 ноября 2020 г. N 1816

Перечень
случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории

1. Строительство, реконструкция:

объектов, являющихся линейными, указанных в абзацах втором – седьмом и девятом – тринадцатом перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 г. N 1816 “Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории, перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, внесении изменений в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации”;

газопроводов с проектным рабочим давлением не более 0,6 мегапаскаля.

2. Строительство, реконструкция объекта капитального строительства, проектируемого в составе линейного объекта, при одновременном соблюдении следующих условий:

строительство, реконструкция объекта капитального строительства осуществляется в существующих границах земельного участка, на котором размещен линейный объект, либо в границах сервитута или публичного сервитута, установленного в целях размещения линейного объекта;

строительство, реконструкция объекта капитального строительства не требует изменения границ зон с особыми условиями использования территорий, установленных в связи с размещением линейного объекта;

общая площадь объекта капитального строительства не превышает 1500 кв. метров, высота не превышает 12 метров, количество этажей не превышает 2 этажей.

3. Строительство, реконструкция электрических сетей, сетей связи, сетей инженерно-технического обеспечения (тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения), размещение которых осуществляется внутри одного квартала, одного микрорайона.

4. Строительство, реконструкция в границах полосы отвода автомобильных дорог подъездов, съездов и примыканий, в том числе переходно-скоростных полос, к объектам дорожного сервиса и (или) автомобильных дорог, для строительства, реконструкции которых не требуется получение разрешения на строительство.

УТВЕРЖДЕН
постановлением ПравительстваРоссийской Федерации

от 12 ноября 2020 г. N 1816

Перечень
случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство

Строительство, реконструкция:

линий связи и сооружений связи, не являющихся особо опасными, технически сложными объектами связи;

линий электропередачи классом напряжения до 35 кВ включительно, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов;

тепловых сетей, транспортирующих водяной пар с рабочим давлением до 1,6 мегапаскаля включительно или горячую воду с температурой до 150°C включительно;

водопроводов и водоводов всех видов диаметром до 500 мм;

линейных сооружений водоотведения диаметром до 1000 мм;

линейных объектов, размещаемых пользователем недр в целях проведения работ по геологическому изучению недр и (или) разведки и добычи полезных ископаемых в границах участков недр, при условии, что такие объекты не являются особо опасными, технически сложными и уникальными объектами и одновременно строительство, реконструкция таких объектов осуществляются за пределами границ населенных пунктов;

отдельно стоящих ветроэнергетических установок высотой менее чем 250 метров, а также солнечных батарей;

автомобильных дорог IV и V категории;

объектов капитального строительства, являющихся элементами обустройства автомобильных дорог и (или) защитными дорожными сооружениями и размещаемых в полосе отвода автомобильных дорог;

местных улиц, местных дорог, проездов улично-дорожной сети сельских поселений;

пешеходных улиц и площадей городов;

парковых дорог, проездов, велосипедных дорожек.

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением ПравительстваРоссийской Федерации

от 12 ноября 2020 г. N 1816

Изменения,
которые вносятся в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов

1. Пункт 9 изложить в следующей редакции:

“9. Защитные сооружения гражданской обороны, сооружения инженерной защиты, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.”.

2. В пункте 18 слова “на дворовых территориях многоквартирных жилых” заменить словами “на придомовых территориях многоквартирных”.

3. Пункт 24 дополнить словами “, палатки и лотки, размещаемые в целях организации сезонных ярмарок, на которых осуществляется реализация продуктов питания и сельскохозяйственной продукции”.

4. Дополнить пунктом 31 следующего содержания:

“31.

Площадки для размещения строительной техники и строительных грузов, если проектом организации строительства размещение таких площадок предусмотрено за границами земельного участка, на котором планируются и (или) осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, а также некапитальные строения, предназначенные для обеспечения потребностей застройщика (мобильные бытовые городки (комплексы производственного быта), офисы продаж).”.

Источник: https://base.garant.ru/74929136/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.