Как получить статус общежития

Перевод общежития в статус многоквартирного дома: основания и порядок

Как получить статус общежития
Спросить у юриста быстрее. Это бесплатно!

Бесплатная консультация юриста
Москва и МО: +7 499 938-93-12
СПб и область: +7 812 467-39-73
Фед. номер: 8 800 350-73-54

ПРОВЕДЕНО КОНСУЛЬТАЦИЙ: сегодня – 21, за месяц – 687, за год – 11 345

Несмотря на разработку государством федеральных программ, направленных на обеспечение россиян жильем, жилищный вопрос остается одним из самых наболевших.

Согласно данным статистики, больше двух миллионов россиян до сих пор живут в общежитиях.

Многие граждане, по 20-30 лет проживающие в не самых комфортных условиях, интересуются, как можно перевести общежитие в статус многоквартирного дома и будут ли улучшения от таких перемен.

Особенности изменения статуса

Правовой статус общежитий регламентируется нормами раздела IV ЖК РФ. В соответствии с его положениями порядок преобразования общежитий, принадлежащих государству, устанавливают власти субъектов РФ. Если общежитие является муниципальной собственностью, соответствующее право предоставляется властям муниципалитетов.

Как говорит закон, такие помещения предназначены для временного проживания. Они могут быть построены специально или оборудованы в жилых домах. Собственник (то есть государство или муниципальные органы) должен обеспечивать жильцов необходимой мебелью и другими предметами, необходимыми для проживания.

Решение об изменении статуса общежития также уполномочен принимать только собственник. При этом переводимое в другую категорию помещение должно:

  • Быть предназначено для проживания людей в течение всего года.
  • Иметь необходимую площадь.
  • Соответствовать санитарно-гигиеническим нормам.
  • Располагать санузлом, кухней и другими местами, предназначенными для обеспечения потребностей жильцов.
  • Каждое жилое помещение должно иметь отдельный вход из коридора или с лестничной площадки.

Также необходимо, чтобы помещение, которое переводится в другой статус, было свободным от обременений. Если нужно, в здании должна быть произведена перепланировка: без этого перевод не допускается

Куда обращаться жильцам?

Чтобы осуществить процедуру перевода, граждане должны подать заявление балансодержателю общежития. Как правило, на его рассмотрение отводится месяц. По итогам обращения собирается специальная комиссия, в которую предоставляется достаточно объемный пакет документов:

  1. Заявление жильцов.
  2. Список граждан, которые проживают в общежитие. К ним прикладываются документы, подтверждающие право людей на вселение.
  3. Технический паспорт помещения.
  4. Заключение, выданное местным центром Санэпидемнадзора.
  5. Проект перепланировки или переустройства.
  6. Заключение органов пожарной инспекции.
  7. Заключение, выданное архитектурно-планировочным управлением.

Председатель комиссии может запросить и дополнительные документы.

После этого проводится обследование помещений и принимается решение о том, возможно ли предоставить общежитию статус жилого дома. Результаты проверки фиксируются в соответствующем акте.

Если изменение статуса возможно, глава городской администрации подписывает распоряжение о переводе. Расходы на проведение процедуры, как правило, оплачивает балансодержатель. В случае отказа, который должен быть мотивирован, его можно обжаловать в вышестоящей инстанции.

Когда перевод будет произведен, вместо ордеров, выданных жильцам ранее, им вручат ордера на жилплощадь в коммунальной квартире. После этого нанимателям предоставляется право приватизировать жилье в соответствии с действующим законодательством.

Какие общежития не подлежат переводу

Согласно закону далеко не каждому общежитию может быть присвоен статус жилого дома. Например, такому переводу не подлежат:

  • Помещения, которые находятся в учреждениях социального обслуживания. К ним относятся дома, предназначенные для проживания ветеранов, инвалидов, престарелых граждан.
  • Жилые помещения в детских интернатах, детдомах семейного типа и других заведениях для детей, оставшихся без родительского присмотра.
  • Служебные помещения, расположенные в пожарных депо и других зданиях, принадлежащих подразделениям по чрезвычайным ситуациям.
  • Специальные помещения, которые находятся в общественных и административных зданиях органов госбезопасности.

Не разрешат изменить статус и тех помещений, которые предназначены для временного проживания иностранцев и лиц без гражданства

Общежитие или многоквартирный дом: что лучше для жильцов?

   Если верить отзывам людей, проживающих в разных регионах России, особых изменений в результате смены статуса общежитий не наблюдается. Техническое состояние домов в большинстве случаев не меняется. Кроме того, плата за коммунальные услуги может увеличиться.

Дополнительно жителям, получившим ордера, придется перечислять взносы за капитальный ремонт. Кроме того, порядок перевода таких жилых помещений в собственность до конца не урегулирован.

Определенным минусом является и необходимость получать согласие соседей, если приватизированную жилплощадь захочется продать

Существуют и другие проблемы. Не секрет, что многие российские общежития находятся в плачевном состоянии. Но денег на капитальный ремонт в регионах не хватает.

Жильцы вновь созданных жилых домов только начинают оплачивать взносы на проведение таких работ, и ждать, пока до них дойдет очередь, приходится долго.

Правда, в некоторых областях власти принимают решение ремонтировать бывшие общежития в первую очередь. Но это вызывает недовольство жителей других многоэтажек: получается, что собственники много лет вносили деньги, а их снова отодвинули.

Кроме того, за счет средств, выделенных на капремонт, можно выполнить очень ограниченное количество работ. В результате возникает ситуация, что и проблемы общежитий не решаются, и права других граждан оказываются ущемлены.

Таким образом, перевод общежитий в статус многоквартирных домов – не самый эффективный способ решения жилищных проблем. Гораздо большие надежды люди возлагают на строительство жилья с господдержкой, на которое ежегодно выделяются солидные средства. Но при желании жильцы могут попробовать добиться перемен, обратившись в местную администрацию.

Источник: https://Yur01.com/zhilishhnoe-pravo/hostels/perevod-obschezhitiya-v-status-mnogokvartirnogo-doma

Временная и постоянная прописка (регистрация) в общежитии

Как получить статус общежития

Общежития распространены в России, как студенческие, так и ведомственные. Существуют огромное количество жилой площади общежитий, принадлежащих муниципальным образованиями российский субъектов.

Регистрационные действия в таких жилых помещениях вызывает массу вопросов.

Разберемся, есть ли отличие между пропиской в общежитии и обычной квартире, какие понадобятся документы при заселении на выделенную жилплощадь.

Можно ли прописаться в общежитии: основные положения закона

С июля 1993 года, законодательным актом за номером 5242-1, институт прописки был официально упразднен. Однако слово это все еще используется наряду с «регистрацией», и лица, проживающие на территории РФ, обязаны извещать государственные органы о месте постоянного или временного проживания, если срок их нахождения по данному адресу более чем 3 месяца.

Соответственно закону, прописка в общежитии может быть постоянной или временной.

В первом случае регистрация производится по адресу проживания. Предполагается, что человек по данному адресу будет проживать длительный срок.

Временной пропиской гражданин уведомляет государство о своём фактическом местонахождении. Менять адрес постоянной регистрации при этом не нужно.

Надо учесть, что предоставление ложных сведений о месте пребывания влечет за собой административную ответственность для зарегистрированного лица.

Собственник помещения также может быть наказан штрафом, причём сумма взыскания для юридических и физических лиц заметно различается. Если обычному гражданину нужно будет отдать 5-8 тысяч рублей, то организации придется выложить от 80 тысяч до полумиллиона.

Временная регистрация необходима, чтобы гражданин не утратил права получать бесплатные медицинские услуги, пособия или льготы, распределяемые согласно территориальности.

Для большинства студентов комната в общежитии становится пристанищем на весь период обучения. Работникам предприятий жилое помещение и вовсе предоставляют для постоянного проживания.

Таким образом, процедура оформления прописки в общежитии становится необходимой.

В зависимости от того, кто является собственником помещения, её характер будет несколько различаться. 

При вселении в помещение, принадлежащее юридическому лицу, заключается договор аренды (найма) жилой площади. Необходимо также получить согласие ответственного за распоряжение имуществом сотрудника. Если комната была приобретена, либо передана гражданину на правах собственности, прописка в ней ничем не отличается от обычной квартиры.

Таким образом, для вселения в общежитие нужно иметь основания для проживания. Регистрация может носить уведомительный или постоянный характер.

Временная прописка студента истекает сразу после того, как заканчивается срок обучения. Сроки проживания сотрудников оговариваются трудовым соглашением или прописываются в договоре найма.

Прописка или временная регистрация по месту пребывания в общежитии для студентов

Временная регистрация студентов по месту пребывания носит обязательный характер.

Как правило, этим занимается паспортистка, но если такого сотрудника в штате ВУЗа нет, оформить документы можно самостоятельно.

Для этого надо собрать следующие бумаги:

  • заявление,
  • паспорт,
  • свидетельство (для лиц до 14 лет),
  • справку о здоровье (форма о86/у4),
  • полис ОМС,
  • фото 3Х4 (3 шт),
  • разрешение на вселение,
  • справку из учебного заведения,
  • листок прибытия и убытия.

Студент призывного возраста обязан приложить к пакету документов военный билет или справку формы 32. Все бумаги предоставляются сотрудникам паспортного стола.

Как оформить регистрацию по месту жительства в общежитии

Некоторые предприятия, дабы мотивировать работников к продолжительному сотрудничеству, предоставляют им помещение для проживания. Как правило, люди обитают в таких помещениях не один год. В дальнейшем комната может быть передана сотруднику в собственность, если подобное развитие ситуации предусмотрено договором.

Сведения о том, как прописаться в общежитии на постоянной основе, в этом случае будут весьма полезны.

Зарегистрировать проживание в приватизированном жилом помещении его владелец может без проблем. В этом случае не имеет значения, квартира это или просто комната в общежитии.

С разрешения собственника с ним могут быть прописаны члены семьи, близкие родственники и даже люди совсем посторонние. Своё согласие на регистрацию остальных жильцов владелец комнаты подтверждает личным присутствием при подаче заявления заинтересованным лицом.

Если квадратные метры не приватизированы и относятся к муниципальному имуществу, основанием для прописки служит договор найма.

Постоянная прописка в общежитии (регистрация по месту проживания) — необходимые документы

Сотрудники ВУЗов или предприятий прописываются в общежитие самостоятельно или через сотрудника, который занимается данным вопросом.

Оформление происходит по трем документам:

  • заявление;
  • паспорт гражданина;
  • договор социального найма или письменное, нотариально заверенное, согласие руководителя организации.

Для оформления постоянной прописки придется предварительно аннулировать прежнюю регистрацию.

Тем, для кого многокомнатное жилое помещение станет постоянным адресом проживания, лучше подстраховаться от возможных проблем. Выделенную комнату для начала нужно снять с баланса общежития и закрепить за собой. Затем требуется собрать документы, необходимые для оформления помещения в аренду или собственность.

Надо учесть, что постоянная прописка не дает гражданам права находиться в общежитии после того, как исчезнут основания для проживания.

К примеру, уволенный сотрудник, который пользовался комнатой как служебным жильём, обязан будет её освободить.

Проживание без регистрации – сроки и основания

Административный кодекс позволяет нахождение гражданина не по месту жительства только ограниченное время, не более 90 дней. По истечение этого времени необходимо уведомить органы ФМС о месте пребывания.

Временная регистрация в общежитии или ином помещении осуществляется без снятия с постоянного учета.

За проживание свыше установленного срока, согласно ст. 19.15.1. КоАП, нарушителю и собственнику жилья придется оплатить штраф.  Его размер для обычных граждан составляет от 2000 до 5000 рублей. Юридическим лицам придется расстаться с суммой в 250-750 тысяч. 

Стоит обратить внимание, что к ответственности за проживание без регистрации привлекают не всех. Если на время приехал близкий родственник, к примеру, кто-то из родителей, бабушка или дедушка, дети или их вторые половинки, то закон будет вполне снисходителен к такому гостю.

Административное взыскание за превышение времени проживания без временной прописки ему не грозит. Всем прочим необходимо сообщить о своем местонахождении органам миграционного контроля.

Регистрация оформляется три дня, после чего выдается вкладыш с указанием адреса временного проживания.

Порядок оформления прописки

Решения по предоставлению жилых помещений для проживания граждан на основе из личного заявления принимаются Управлением по делам миграции. Этот орган пришел на смену ФМС с 2016 года.

Никаких существенных изменений сам процесс регистрации не претерпел. Документы предоставляются через такие инстанции:

  • Многофункциональный центр услуг(МФЦ);
  • Территориальные отделения (отделы) Главное управление по миграционным вопросам при МВД Российской Федерации или, как говорят в народе, «паспортный стол»;
  • Только для частных домовладений – Управление (отдел, главный специалист) жилищно-коммунального хозяйства местной администрации муниципального образования;
  • Только для жилых помещений (квартир, комнат и т.д.) многоквартирных домов управляющая организация – управляющая компания вне зависимости от формы собственности (государственная, муниципальная частная), ТСЖ, ТСН, ЖСК.

Можно также подать заявку через портал Госуслуг, но личного визита это не отменит, для регистрации необходим паспорт, на страницах которого проставляется соответствующая отметка.

Ели речь идет о регистрации на постоянной основе, то на подачу заявления отводится не больше недели с того момента, как гражданин покинул прежнее место проживания.

Задержавшись с регистрацией, можно получить штраф 2500 рублей.

При наличии постоянной прописки, гражданин имеет полное право уведомить государственные органы о своем местонахождении по истечении 90 суток.

Проще говоря, если вы задержитесь с временной регистрацией, никаких санкций не последует. Прописка занимает до 10 дней.

Заключение

Процедура регистрации граждан регламентируется:

Источник: https://zen.yandex.ru/media/legal/vremennaia-i-postoiannaia-propiska-registraciia-v-obscejitii-5bc5020bc947d000aa5290c6

Вопросы улучшения жилищных условий

Как получить статус общежития

Как встать на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст.

51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются малоимущие граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Решение о признании семьи нуждающейся в жилых помещениях принимает орган местного самоуправления в соответствии с учетной нормой площади жилого помещения, действующей на территории данного муниципального образования.

Согласно ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетная норма площади жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления.

Основания и порядок признания семьи малоимущей регулируются Законом Московской области от 22.12.

2017 № 231/2017-ОЗ «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» (далее – Закон Московской области).

В соответствии со ст.

49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Порядок ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлен Законом Московской области от 12.12.2005 № 260/2005-ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» (далее – Закон).

Пунктом 1 ст. 2 Закона определено, что на учет принимаются граждане Российской Федерации, имеющие место жительства на территории Московской области не менее пяти лет, нуждающиеся в жилых помещениях по основаниям, установленным ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и признанные малоимущими в соответствии с Законом Московской области.

Указанными нормативными правовыми актами органы местного самоуправления Московской области руководствуются при принятии решений, касающихся признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и ведения учета таких граждан.

Согласно ч. 1 ст. 2.1. Закона с целью принятия на учет гражданин подает заявление о принятии на учет в орган местного самоуправления по месту своего жительства или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – МФЦ).

Таким образом, в целях постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях гражданину необходимо обратиться с соответствующим заявлением в администрацию муниципального образования по месту жительства или МФЦ и представить документы, перечень которых установлен ст. 5 Закона Московской области и ст. 2.1. Закона.

Как признаться малоимущим в целях постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право малоимущие граждане, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Малоимущими признаются граждане Российской Федерации, имеющие место жительства на территории Московской области, если размер доходов и стоимости имущества гражданина либо размер среднедушевого дохода семьи и стоимости имущества семьи ниже или равен величине порогового значения доходов и стоимости имущества (п. 1 ст.

4 Закона Московской области от 22.12.

2017 № 231/2017-ОЗ «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» (далее-Закон).

В соответствии с п. 2 ст.

4 Закона, гражданин с целью признания его малоимущим подает заявление в орган местного самоуправления по месту своего жительства или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

С заявлением должны быть представлены документы, указанные в ст. 5 настоящего Закона (за исключением документов, которые запрашиваются органом местного самоуправления в порядке межведомственного информационного взаимодействия), а именно:

1) документы, удостоверяющие личность гражданина и личность членов его семьи (паспорт или иной документ, его заменяющий), а также для малолетних членов семьи – свидетельство о рождении и документы, подтверждающие наличие у них гражданства Российской Федерации;

2) документы, подтверждающие семейные отношения гражданина и членов его семьи (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, решение суда о признании членом семьи);

3) документы, содержащие сведения о месте жительства, а в случае отсутствия таких сведений в паспорте или ином документе, удостоверяющем личность, – выданный органом регистрационного учета граждан Российской Федерации документ, содержащий сведения о месте жительства, либо решение суда об установлении факта постоянного проживания;

4) согласие на обработку персональных данных гражданина, членов его семьи;

5) документы, свидетельствующие об изменении фамилии, имени, отчества (в случае, если гражданин, члены его семьи изменили фамилию, имя, отчество);

6) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования гражданина и членов его семьи;

7) выписку из домовой книги, содержащую сведения о лицах, проживающих по месту жительства гражданина, членов его семьи;

8) копию финансового лицевого счета;

9) документы, содержащие сведения о расходах гражданина, членов его семьи по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в расчетном периоде;

10) документы, подтверждающие доходы гражданина, членов его семьи;

11) документы, подтверждающие наличие зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации транспортных средств, за исключением автомототранспортных средств и прицепов к ним (ПТС);

12) справку об отсутствии права собственности на жилые помещения, выданную органом, осуществляющим технический учет и техническую инвентаризацию жилищного фонда субъекта Российской Федерации, в котором проживал гражданин и члены семьи гражданина до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;

13) сведения из территориальных органов Федеральной налоговой службы
о размере оплаченных налогов и сборов в расчетном периоде.

Порядок предоставления жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации. 

На основании Закона Московской области от 12.12.

2005 № 260/2005-ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» (далее – Закон) ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими должностными лицами.

Списки граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также информация о количестве жилых помещений, поступивших в муниципальный жилищный фонд, размещены на официальных сайтах органов местного самоуправления Московской области, осуществляющих учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в соответствии с требованиями, указанными в ч. 12, 13 ст. 2.3 Закона.

Реализация жилых помещений во вновь строящихся домах осуществляется по договорам долевого участия, а именно за счет собственных средств граждан, заключивших вышеуказанные договоры с застройщиком.

Администрация муниципального образования не является застройщиком и соответственно не получает жилые помещения в муниципальную собственность.

Таким образом обеспечение жильём граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за счет средств муниципального жилищного фонда осуществляется крайне медленно.

Сроки предоставления органами местного самоуправления жилых помещений по договору социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, Жилищным кодексом Российской Федерации не предусмотрены.

Согласно ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, а также гражданам, проживающим в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно. 

Таким образом, в случае предоставления гражданином в орган местного самоуправления документов, подтверждающих его право на внеочередное обеспечение жильем, жилое помещение по договору социального найма предоставляется вне очереди.

Действующее законодательство Российской Федерации исключает возможность применения дифференцированного подхода к решению жилищного вопроса граждан с учетом конкретных обстоятельств, не регламентированных нормативными актами. Несоблюдение установленного порядка предоставления жилья повлечет нарушение конституционных прав граждан, вставших на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья в более ранние сроки.

Для получения необходимых консультаций по жилищному вопросу гражданину необходимо обратиться в администрацию муниципального образования по месту жительства.

Возможно ли обжаловать решение о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях?

На основании Закона Московской области от 12.12.

2005 № 260/2005-ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» (далее – Закон) ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими должностными лицами. Решение о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимается органом местного самоуправления в соответствии с имеющимися полномочиями.

Статья 56 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает исчерпывающий перечень оснований, по которым граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

При этом, согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.

2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, поставленные на учет нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года могут быть сняты с указанного учета по основаниям, предусмотренным п.п.

1, 3-6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

Необходимо отметить, что в соответствии с ч. 2 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации и ч. 3 ст. 5 Закона решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях могут быть обжалованы гражданами в судебном порядке.

Согласно ст. 11 Жилищного кодекса Российской Федерации защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.

Таким образом, по вопросу несогласия с решением органа местного самоуправления о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, гражданин вправе обратиться в судебные органы.

Как приватизировать жилое помещение в общежитии?

Жилые помещения в общежитиях отнесены к специализированному жилищному фонду, который представляет собой совокупность жилых помещений государственного и муниципального жилфондов (п. 2 ч. 3 ст. 19, п. 2 ч. 1, ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Такие помещения предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Соответственно, договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения (ч. 1 ст. 94, ч. 2 ст.

105 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Вместе с тем, у значительной части граждан, проживающих в жилых помещениях в общежитиях, трудовые отношения, на основании которых им было предоставлено право проживания в общежитиях, давно утрачено.

Источник: https://mosreg.ru/dokumenty/obrashcheniya-grazhdan/otvety-na-naibolee-chasto-vstrechayushchiesya/uluchshenie-zhilishnykh-uslovii

Нет статуса общежития. Как я получил ордер на квартиру через суд

Как получить статус общежития

Когда в стране началась приватизация жилого фонда, я жил в общежитии.

Фактически это была отдельная квартира, просто у меня на нее не было ордера, и жить я в ней мог до тех пор, пока работал в научно-исследовательском институте (НИИ), которому принадлежал весь дом.

Это был обычный девятиэтажный дом, сплошь состоящий из однокомнатных квартир, в котором проживали сотрудники НИИ. Ордеров ни у кого не было, все знали, что этот дом является общежитием, и все жили тихо-мирно, пока не началась приватизация.

Но наступила перестройка, институт приватизировали. Среди жильцов образовалась инициативная группа, которая начала добиваться выдачи жильцам ордеров, чтобы впоследствии мы могли приватизировать свои квартиры.

Эта инициативная группа безуспешно обивала пороги кабинетов, писала жалобы в разные инстанции, с просьбами, чтобы нам выдали ордера. О своих «успехах» они рассказывали на собраниях, на которых обычно собирали подписи под очередным обращением в администрацию.

И вот однажды на этом собрании я услышал от них, что наш дом не имеет статуса общежития. Что такое «статус общежития» я не знал, в то время с юридической грамотностью у населения было туго, простой гражданский кодекс в магазине было не купить, поэтому я решил обратиться в юридическую консультацию.

Что это значит «нет статуса общежития», не значит ли это, что нам обязаны выдать ордера и мы сможем приватизировать свои квартиры?

Я обошел пять юридических консультаций, но ни в одной ответа на свой вопрос не получил. Никто не знал, что такое «статус общежития», каждый юрист специализировался на какой-то одной узкой проблеме, например, семейные, имущественные споры и развод. Или защита по уголовным делам. Или споры о наследстве.

Может быть, и были где-то специалисты по жилищному праву, но я таких в нашем миллионном городе не нашел. И тогда я решил сам разобраться в законодательстве об общежитиях.

И вообще, чем общежитие отличается от простой квартиры, каким документами устанавливается этот «статус общежития», и какие перспективы будут у меня, если этого статуса у моей квартиры нет?

Но поскольку, как я уже сказал, юридическую литературу достать было нереально, интернета с яндексом тогда в помине не было (это был 1995 год), поэтому я придумал такой хитрый ход. Всем известно, что ордера на квартиры выдает районная администрация (раньше назывался Совет народных депутатов).

Я решил, пусть мне администрация района объяснит, на каком основании мне не выдают ордер на мою квартиру? В общем, я записался на прием в районную администрацию, в назначенный срок пришел в кабинет и сказал женщине, сидящей за столом, что хочу получить ордер на занимаемую мной квартиру. Та совершенно не удивилась, поскольку до меня ее уже атаковали наши активисты.

Сказала, что наш дом является общежитием, и ордера нам не положены.

И тут я спросил: «А почему вы решили, что наш дом является общежитием?» Этот вопрос я приготовил заранее, и был уверен, что в ответ мне предоставят некий документ, какой-нибудь приказ или постановление о том, что дому по адресу ул. Фролова, 23 присвоен статус общежития. Однако женщина мне уверенно ответила «а у нас есть один сотрудник, он работает уже 20 лет, и все знает».

Так я заподозрил, что никаких таких документов о присвоении статуса общежития в районной администрации нет. Но мне нужно было документальное подтверждение.

Поэтому я написал заявление на имя главы администрации, буквально пара строчек, что я проживаю в доме по адресу…, при вселении ордера не получал, прошу выдать мне ордер, дата, подпись.

Понятно, что мне откажут в выдаче, но я хотел знать, на каком основании мне откажут, сошлются на какой-то документ или хотя бы положение закона.

Заявление напечатал в двух экземплярах, один экземпляр отдал секретарю в районной администрации, на втором она мне поставила отметку о приеме заявления, входящий номер и дату получения. Я подумал, если мне не ответят, я напишу жалобу уже на них, поскольку по закону они обязаны ответить на обращение граждан в установленный срок.

Ответ пришел по почте, на удивление быстро, в нем говорилось, что «в ответ на ваше заявление сообщаем, что дом, в котором вы проживаете, принадлежит научно-исследовательскому институту, поэтому по вопросам получения ордеров обращайтесь в администрацию института».

Это была уже реальная зацепка, поскольку ордера имеет выдавать только районная администрация, а никак не администрация предприятия, которому принадлежит дом.

На этом и возникла неразрешимая проблема у наших активистов, они почему-то решили, что поскольку дом принадлежит институту, то для того, чтобы выдать ордера, дом сначала должны передать на баланс районной администрации, только после этого районная администрация сможет выдать ордера.

Однако, я так не считал, поскольку знал, что даже если дом принадлежит какому-то предприятию (так называемое «ведомственное жилье»), то ордера на квартиры выдает только районная администрация (по просьбе собственника дома, естественно). Но поскольку предприятие не хотело выдавать ордера, оно и не обращалось в администрацию.

А без такого обращения районная администрация не может выдать ордера на квартиры, которые ей не принадлежат. То есть, необходимо было заставить администрацию института, чтобы она обратилась в районную администрацию, с требованием выдать жильцам ордера. А как ее заставить, если она не хочет? Дом принадлежит институту, а ордер может выдать только районная администрация, эта головоломка казалась мне неразрешимой.

И тогда я решил обратиться в суд, я решил, в суде там квалифицированные юристы, пусть они разберутся во всем этом деле, и если мне откажут – то хотя бы понятно объяснят, почему и на каком основании я не имею право получить ордер. Я думал, что НИИ предъявит в суде решение районной администрации, в котором будет указано, что дому по адресу Фролова 23 присвоен статус общежития, и на этом все закончится.

Забегая немного вперед, скажу, что мне просто повезло. Построив комфортабельное общежитие – фактически, жилой дом, состоящий из однокомнатных квартир, предприятие должно было узаконить его, как общежитие.

Но оно почему-то этого не сделало, то ли юридические службы поленились, то ли не сочли нужным, но действительно, статуса общежития у дома не было. А раз так, то заселение и проживание в этом доме должно производиться только на основании ордеров, выдаваемых районной администрацией.

Однако жильцам, проживающим в доме, до таких юридических тонкостей дела не было, все знали, что это общежитие, что квартиры выдаются только работникам предприятия, кто уволился – обязан освободить квартиру. Поскольку ордеров у жильцов нет – то и основания для проживания в доме тоже нет.

В освободившуюся квартиру вселяют нового работника – тоже без ордера, на основании приказа директора.

А поскольку такая схема фактически была незаконной, я и решил воспользоваться ситуацией, и через суд обязать районную администрацию выдать мне ордер. Вообще-то я думал, что предприятие подсуетится, и узаконит для дома статус общежития.

Конечно, подав на предприятие в суд, я становился для администрации врагом, они бы постарались от меня просто избавиться, уволить под каким-нибудь предлогом и выселить из квартиры.

Но поскольку я недавно женился, а у жены была своя квартира, рано или поздно администрация об этом бы узнала и меня все равно бы выселили, как не нуждающегося в жилье. Поэтому я и решил пойти на конфликт.

В общем, получив ответ из районной администрации, я как бы «затупил», написал новое заявление, в котором указал, что, несмотря на то, что дом принадлежит НИИ, однако, по закону (по какому закону, я не знал) ордера выдает районная администрация, а не администрация НИИ. Поэтому вторично обращаюсь с просьбой выдать мне ордер.

На этот раз ответа я ждал гораздо дольше. Видимо, администрация не знала, что мне ответить, наверняка связались с предприятием, сообщили о моих претензиях и т.п. Но через месяц ответ я все-таки получил. Но там ничего нового, опять посоветовали мне обратиться в администрацию НИИ. То есть, никакого документа о присвоении статуса общежития опять мне не смогли предоставить.

Тогда я пошел в районный суд, там на доске информации висел образец искового заявления, ну, я по этой форме и написал: истец, ответчик, изложил суть дела, и чего я требую.

А какая суть дела? Просто написал, что проживаю по такому-то адресу, при вселении в квартиру ордера не получил, прошу обязать районную администрацию выдать мне ордер. Приложил ответы и администрации, купил на почте марку госпошлины и сдал заявление в суд, там есть специальный дежурный судья.

Заявление у меня приняли без вопросов, проверили только наличие марки.

Еще один экземпляр искового заявления отправил по почте истцу, то есть районной администрации, я решил, раз ордера выдает районная администрация, то она пусть и будет ответчиком, а то, что дом не ей принадлежит – то это меня уже не касается, пусть они сами разбираются.

Потому что разобраться в этих юридических хитросплетениях очень сложно. Дом принадлежит одним, а ордера выдают другие, основание для выдачи ордеров предоставляет НИИ, а статус общежития присваивает районная администрация, и т.п., в общем, самому в этом разобраться невозможно, на этом и споткнулись наши активисты, они ходили между этими инстанциями, их везде футболили отписками, а я решил – пусть суд разбирается, там ведь юристы, а мы простые обыватели.

В общем, назначили заседание суда, пришел я и ответчик – почему-то юрист из НИИ, хотя в заявлении я их не указал, но судья сказала, что решила привлечь их в качестве соответчика, что такое соответчик я тоже не знал, но решил, что это мне и не нужно.

В общем, на заседании суда юрист представитель НИИ меня всячески обсмеяла, сказала судье «да что вы его слушаете», и т.п. Однако, на просьбу судьи предоставить документы о том, что этот дом является общежитием, «смягчилась как ошпаренная» и пробормотала, что с собой у нее этих документов нет.

На что ее судья строго спросила, что почему же она на заседание приходит без документов? Она ничего вразумительного ответить не смогла, поэтому назначили еще одно заседание.

На следующее заседание ответчики не явились, и на следующее не явились, и на следующее… Видимо, они решили такую тактику применить, поскольку документов нет, решили тянуть время, может, кому-то это надоест, и все потихоньку утихнет, что ли? А меня, естественно, вызвали к заместителю директора по АХО, который мне устроил настоящую взбучку, и сказал, что я такой неблагодарный, предприятие меня поселило в квартиру, а теперь я хочу эту квартиру у предприятия совершенно подло присвоить. Но я ему доброжелательно заметил, что я ведь не у него лично квартиру отбираю, а у предприятия, а он здесь работает по найму, и какое ему дело до интересов предприятия? Он, как ни странно, на эти мои слова задумался, и резко сбавил тон, видимо, я оказался прав. Тем более, что он вскоре на пенсию ушел. К тому же на предприятии недавно прошла приватизация, тоже было ничего непонятно, все из государственного стало частным, а кому конкретно что принадлежало – никто толком не понимал, то ли правлению акционеров, то ли совету директоров, в общем, безвластие. И как-то так меня оставили в покое, и даже увольнять не пытались и из квартиры не выгоняли.

А тем временем, назначили уже пятое заседание, а ответчик опять не явился, и судья уже нервничала, у них, видимо, тоже есть отчетность по делам, и неоконченный процесс ей был не нужен.

В общем, она тут же из кабинета позвонила директору, и спросила, почему они не являются на заседания? На что директор НИИ ей ответил, чтобы она не слушала этого склочника и сутяжника (то есть меня), потому что всем известно, что этот дом – общежитие, и только я один хожу и мучу воду.

В общем, судья сказала, что будет рассматривать дело в отсутствие ответчика и повесила трубку.

А поскольку дела-то никакого фактически не было, только два моих заявления в администрацию, то меня практически сразу выгнали из кабинета, велев подождать в коридоре.

И минут через 10 меня позвали обратно, «встать, суд идет…», зачитали мне решение суда, согласно которому администрацию района обязали выдать мне ордер, и решение может быть обжаловано в десятидневный срок.

Ну, я конечно, подождал эти десять дней – а истец даже обжаловать решение не стал, не знаю, почему. Может, потому что истцом была районная администрация, а ей до чужого имущества дела не было, сказали выдать ордер – так выдадим, какие проблемы? Основания для выдачи ордера есть – это решение суда.

В общем, через 10 дней, я прихожу опять в администрацию района, в жилищный отдел, показываю решение суда, прошу выдать ордер. Ну, а им жалко что ли ордер, это ведь не их квартира, не вопрос, выдадим. Только надо на решении поставить отметку, что оно вступило в законную силу.

Я вернулся опять в канцелярию суда, прошу поставить отметку, о вступлении решения в законную силу, круглая печать суда – и я опять в администрации.

А мне опять говорят, что решение о выдаче ордера принимают на заседании, а заседание только через 2 недели, так что жди. Ну, я жду, а сам, конечно, не верю, думаю, не может такого быть, все равно руководство НИИ не позволит мне ордер выдать.

Однако, недели через две пришел я в районную администрацию, и на основании решения районной администрации (то есть, на законных основаниях) получил ордер на квартиру, которая до этого была общежитием.

Впоследствии на основании этого ордера я квартиру приватизировал, но это уже совсем другая история. И как всполошились все активисты, когда узнали, что я получил ордер – это сюжет для отдельного рассказа.

Получилось, наверно, немного длинно, но это реальная история, как я использовал возможности, которые предоставляет гражданам наше российское законодательство. Так что, изучайте законы, господа! 

Приглашенный автор

Источник: https://pravoektb.ru/stati/net-statusa-obshchezhitiya-kak-ya-poluchil-order-na-kvartiru-cherez-sud/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.